«Наш» сыр в кремлевской мышеловке: движение «Наши» и его итоги

«Наш» сыр в кремлевской мышеловке: движение «Наши» и его итоги

23 апреля 2008     Рубрика: Исследования

С точки зрения стороннего наблюдателя «Наши» представляют собой любопытный проект. Во-первых, в нем в очередной раз власть пытается реализовать государственную политику в отношении молодежи – до сих пор все государственные меры поддержки этой части общества вряд ли можно назвать удачными. Поэтому, несомненно, интересны результаты реализации проекта (ради чего тратились деньги российских налогоплательщиков?). Во-вторых, проект «Наши» интересен тем, что он имеет политическую «подкладку», основан на поддержке действующей власти.

Т.е. реализация проекта позволит ответить на ряд вопросов: возможно ли в современной рыночной России создание организаций, наподобие ВЛКСМ? Насколько вероятно продвижение к органам государственной власти через государственные молодежные организации? Каковы затраты на такие организации и какими видятся последствия их существования? И, наконец, в контексте «суверенной демократии» и «укрепления вертикали» какой процент молодежи «встраивается» в создаваемую общественно-государственную структуру? Вопросы, конечно, можно множить. Мы же попытаемся ответить на главный вопрос: как российское общество относится к созданию и деятельности подобных организаций, а также к людям, участвующим в такого рода проектах.

Общественное мнение традиционно для наших исследований изучалось посредством анализа комментариев к статьям и на блогах Рунета. Нами были отобраны следующие информационные ресурсы:

1) качественные СМИ (Ведомости, Коммерсант, ИноСМИ);

2) популярные СМИ (Грани, Комсомольская правда);

3) наиболее посещаемые ресурсы Рунета (Mail.ru);

4) «социальные новостные проекты» Smi2.ru, News2.ru;

5) блоги, в которых обсуждалась деятельность «Наших».

Мы сознательно не обращались к ресурсам, представляющим «партийные» точки зрения (как «Наших», так и их противников), для того, чтобы исследовать исключительно «сторонние», напрямую не заинтересованные мнения. В случае анализа высказываний на блогах не удалось полностью исключить ресурсы «наших», т.к. о деятельности этой организации в основном пишут ее активные участники. В этом случае нами отбирались комментарии, принадлежащие гостям блогов. Общее количество проанализированных комментариев – более 500*.

 

*Обращаем внимание читателей, что к комментариям авторы относились исключительно как к материалу анализа, поэтому анализ и иллюстративное цитирование в статье для соблюдения объективности осуществлялось без цензуры и без купюр. За форму (орфографию и пунктуацию) и содержание комментариев авторы ответственности не несут.

 

Все оценки деятельности «Наших» разделились на две неравнообъемные группы: положительные (4 %) и отрицательные (96 %). Комментариев, выдержанных в «равнодушной» тональности, мы не встретили. Заметим, что такое ярко выраженное негативное отношение общества – очень редкое явление, поскольку в любой Интернет-дискуссии, как правило, присутствует несколько противоречащих друг другу точек зрения, создающих саму дискуссию. В нашем случае наблюдалось единодушие, а ход дискуссий чаще всего был мотивирован «соревнованием» в выражении уничижительного отношения к обсуждаемой молодежной организации.

Например, в комментариях к статье News2.ru-1 читаем:

«Паввел: Малолетние паразиты эти "Наши". Якеменка – первый паразит. Всех в Сибирь – снег убирать, чтобы бюджетные деньги не тратили. А эти деньги лучше на пенсии передать.

Заятсъ: Не удивительно, что так всё происходит. Набрали идеологически безграмотных, желающих только пожрать и потрахаться, вот и разгребают теперь. Буквально, к сожалению.

johnny: ... и изъятые стринги кучами лежат».

Видно, что приведенные три мнения совпадают в оценке деятельности «Наших», однако, в каждом комментарии внимание акцентируется на каком-то аспекте: у Паввла на «паразитическом характере существования» и оценке лидера организации; у Заятсъ – на нравственном облике активистов движения с акцентом на наиболее «низких» потребностях (выражение сожаления здесь, конечно, не более чем символично); johnny же высмеивает с помощью гротеска одну из акций «Наших».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ оценки деятельности «Наших» немногочисленны, но даются не только сторонниками движения. Чаще всего здесь встречается одобрение в сочетании с оправданием деятельности «Наших». Например, esergn, отвечая оппоненту (esergn , Коммерсант-2), оправдывает активистов движения: «Теперь о лизоблюдстве, как вы выразились. А кто кого лижет? Молодые ребята, которые устраивают акции в поддержку власти? Им весело, они оттягиваются...». Оправдание в данном случае связано с обращением к чувству здравого смысла (Им весело, они оттягиваются – т.е. они проводят свои акции не в силу идеологических или корыстных причин, а в соответствие с органичным для молодежи желанием «оттянуться»). Подобные аргументы приводит Толян (Толян, Ведомости-1): «Ну, собралась молодежь, ну подышать свежим воздухом. Лучше, чем в городе сидеть. Так и по этому поводу демократы вопят. Радовались бы, что у нас такая сознательная и организованная молодежь».

Оправдание зачастую связано с оправданием своего личного участия (так называемые «сочувствующие») в этом движении: «Я там была, я за «наших». СМС стоят по твоему тарифному плану, 2 рубля значит 2 рубля, в 2 смс, соответсвенно 4. Идеи партии очень четко сформулированы. Я за независимую и не корупционированную Россию» (Милена Соболева, Mail.ru-1). Свое личное участие Милена Соболева оправдывает 1) логичностью, понятностью идей и 2) общенациональными установками (независимость, отсутствие коррупции).

В ряде случаев оправдание «Наших» производится с помощью «принесения жертвы»: «Да расстрелять там надо только Якеменко. А ребята в перерывах между вот такими вот дебильными акциями делали дела, там в домах престарелых помогали, школы красили и т.п.» (Александр Велигуров, Mail.ru-2).

Оправдания «Наших» может сопровождаться извинениями за свою позицию. Так, блоггер pavluk пишет: «Я, честно говоря, не очень хорошо отношусь к "Нашим", особенно их лидеру Якеменко. Мне просто понравилась акция. Так сказать ее технологическое исполнение. Название движения конечно очень смешное, поэтому я его и упомянул. "Наши" вообще падки на создание новых терминов, ну например "суверенная демократия", которая позиционируется ими как будущее России. Я впервые о таком термине услышал от них.... это как "народная демократия", которую построил СССР после войны в ряде стран центральной Европы» (pavluk, pavluk-1). Автор, по сути, признается в некой неловкости сложившейся ситуации, извиняется и... критикует идеологию движения.

Форумы ИноСМИ также не обошли вниманием тему «Наших». Здесь встречаем и позитивные отклики о деятельности движения. Так, например, FS пишет: «На кажном континенте, в кажном государстве д.б. филиалы движения "Наши", лучшие девушки и юноши из которых ежегодно д. проходить подготовку в аналогичных лагерях (хотя это и похоже на то как америка готовила цветные революшен, но, с учетом рукопашного боя, камуфляжа и "оазиса любви" – гораздо круче)», ИноСМИ-1. В этом комментарии озвучивается традиционное мнение о предназначении кремлевских молодежных движений, призванных защищать власть от «цветных революций», т.е. производится оправдание целесообразностью.

Встречается также несколько контекстов, оправдывающих движение с использованием формулы «так как А лучше В, следовательно А – хорошо». Очевидно, здесь нарушены принципы логики. Например, kab_89 в дневнике yarosh_a пишет: «Наши лучше НБП, потому как НБП – уроды моральные. У НАШИх лучше политика, чем у фашистов». Но сказать, что у кого-то политика лучше, чем у фашистов, не значит доказать ее человеколюбие (kab_89, yarosh_a-1).

И наконец, существуют просто абсурдные комментарии. Так, блоггер Пилигрим пишет: «В последнее время, я изменил свою позицию к "Нашим", стал относиться более положительно. А Рагозин, не плохой мужик» (Пилигрим-1). В этом случае (как и в ряде других) Рогозин принимается за лидера движения, а «Наши» отождествляются с «Русскими маршами». Получается, что, несмотря на большие средства, вложенные в движение, освещение акций «Наших» всеми центральными СМИ, часть молодежи так и не может отделить кремлевские проекты от ультраправых.

НЕГАТИВНЫЕ оценки, как было сказано, доминируют. Одну из наиболее объемных групп мнений составляют высказывания, характеризующие ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА людей, входящих в движение (в сумме они составляют 23,9 % от всех высказываний).

Доминирует группа оценок, выражающих сомнение в СПОСОБНОСТИ РАЗУМНО МЫСЛИТЬ (5,7 %).

Так, debris отмечает: «...эти куклы со стеклянными глазами, для выражения своего, прости Господи, "мнения" имеют право на двое суток перекрыть Ленинский проспект или устроить сожжение книг в центре Москвы» (debris, Ведомости-1). Здесь отказ в разуме (куклы со стеклянными глазами) усиливается обвинением в бездуховности (тот же образ) и общим тоном, выражающим насмешку (для выражения своего, прости Господи, "мнения"). Кроме того, «Наши» обвиняются и в вандализме (публичное сожжение книг), а поскольку уничтожаются именно книги (источник и форма хранения знаний), сам акт можно расценить как проявление воинствующего невежества. Тот же debris развивая «тему невежества «Наших», эмоционально вопрошает: «А по поводу Сорокина – это личное право людей выражать свою позицию. Какая позиция?? да кто из них читал Сорокина?? Или вообще что-нибудь читал. Пургу гоните» (debris, Ведомости-1).

Обвинения активистов движения в невежестве довольно частотны. Связаны они, в основном, с незнанием культурных реалий, художественных текстов и... орфографическими ошибками: «Хотя бы слово "дебил" написали грамотно! (реплика на орфографическую ошибку активиста движения) (rum_tum_tugger, mc_masters-3); или «что за напасть: что ни "нашист" – то неграмотный!» (rocking_swinger, yarosh_a-1). Справедливости ради стоит отметить, что орфографических ошибок (о пунктуационных лучше вообще не говорить) много и в высказываниях людей, не имеющих никакого отношения к «Нашим».  

Отказ в способности разумно мыслить влияет и на характер дискуссий. Например, kolobok1973 в блоге kontrrevolution отвечает активисту движения «Наши»: «Юноша, молодость, конечно, отчасти Вас извиняет, но тем не менее в Вашем возрасте уже неплохо бы знать, как работают органы государственной власти, тогда бы не писали такой искрометной чепухи:)))))» (kolobok1973, kontrrevolution-1).

Эпитеты, которыми «награждаются» активисты движения весьма разнообразны, включают как стилистически нейтральную лексику (глупость, говорить глупости, невежество и т.п.), так и большое поле уничижительных слов, варьирующихся в диапазоне от литературного языка (тупость, инфантилизм, идиотизм, идиоты) до брани и мата (придурки, оболтусы, бараны, болваны, дебилы, дегенераты, дураки, долбоебы, долбоебизм и др.). Например, «можно подумать, что в "Кремле..." этих придурков кто-то в элите держал, да ими нагло с их согласия и пользовались...» (kreturovintinova, Грани-1). При этом чаще подобные оценки даются во множественном числе, т.е. характеризуется не отдельный человек, а объединение людей (недаром, часто используются слова стадо – «стадо баранов», например, Анонимное «Якименок  баран, наши  стадо баранов», Mail.ru-2; а также слова гопота, масса и др.). Эта позиция в еще более экспрессивной форме выражена maik_m, который в своем блоге пишет: «...каждый нашист по отдельности, может быть, и не долбоёб, но тогда он ни разу не нашист, а становится нашистом (и, соответственно, долбоёбом) только тогда, когда он отождествляет себя со своей общностью, которая долбоебична по определению» (maik_m-1).

Следующей по частотности группой оценок выступает БЕЗДУХОВНОСТЬ (4,4 %). Здесь говорится о безликости движения и его участников («Это же сломанные реечки "ИВ" («Идущие вместе». – К.Б. и Н.З.), которые приобрели новую форму, но оставили при себе своё гнилое, деструктивное содержание. На эти реечки спешно наклеили 59 990 листков. Каждому листику объявили что этот листик – не листик, и не неграмотное дерьмо, а самый настоящий суперменеджер, управленец будущего. Уберлистик, в общем. Не такой, как все. Вот и шевелятся эти листики на реечках, вот и пытаются выделывать нечто несуразное, отчаянно глупое и иногда смешное» (maik_m, maik_m-1). Нередко подчеркивается нетворческий и деструктивный характер участников движения: «...уважаемый автор, внутренняя свобода подразумевает свободу одних ходить в разных майках и свободу других ходить в одинаковых и скандировать "долой америку!"... если таким нехитрым способом удастся стерилизовать наиболее активную часть деструктивной молодежной массы, то обществу будет только лучше...» (ЧК, Ведомости-1). Или «Да откуда там Креатив? Разве они придумали что-нибудь новое как завлекающие пейджеры, бесплатный проезд в Москву и маечку с ликом "нашего_всего"? А что, разве идущие не имели этого всего? И где они?» (xryun, pavluk-1). Обвинения во вторичности и отсутствии самоценности часто усиливаются обвинениями в инфернальной природе «Наших»: «...да я уверен, что во главе этих "НАШИХ" стоит какой нить маньяк педофил ....да и идей у них в общем-то и нет, а если и есть, то гнилые....да и деньги во всём этом говне замешаны немалые...» (лихой, Пилигрим-1). Или «Нормальные ребята, современные! Собрались изо всех уголков страны, хотят увидеть Президента, поговорить с важными персонами. И я не сомневаюсь в том, что большинство из них отдает себе отчет, что за это удовольствие надо продать душу. Кто-то, возможно, уже продал, кто-то сделал вид, что продал...» (bakayaro, Ведомости-1) и мн. др.

Обвинение в АЛЧНОСТИ и КОРЫСТНЫХ ИНТЕРЕСАХ (4 %) также многопланово. Здесь встречаем указание на такие «грехи», как алчность, мелочность, продажность, эгоизм, карьеризм. Например, «Сам факт того, что этим молодым марионеткам обещают светлую жизнь порождает алчность» (alvazar, ИноСМИ-1). Обвинение в алчности усиливается обвинениями в способности совершать бесчестные поступки (продажности): «...помотросили и бросили, ничего удивительного, столько БАБЛА зазря в прорву уходит... реанимировать 100 тысячное полчище молодых болванов можно в любой момент - за жвачку, за зачет или халявную футболку. Обидно, что эта проституция все глубже и глубже уходит в детство - мишки всякие, кошки с енотиками (omhawk, Коммерсант-1). Или еще более экспрессивное: «В топку этих «Наших» они уроды бесят меня, продажные шкуры поддерживают олигархов и наше долбанное правительство, ненавижу их» (Кэш 88, Mail.ru-1).

Алчность признается одной из основных движущих силой «Наших»: «Короткая история "нашистов" свидетельствует, что они исполнители и коммерсанты. То бишь, исполняют за деньги» (docspin, Коммерсант-3). Отрицается сама возможность «служения за идею», что особенно заметно в тех характеристиках, которые даются лидерам движения: «Очередное кидалово власти. Якеменко, Белоконев, Демидов... Да какая разница – кто. На их месте мог быть любой внучек члена ЦК КПСС и иже с ними. Поэтому им глубоко наплевать на каких-то Наших, Идущих etc. Вчера – "Музобоз", сегодня – Дума, завтра – олимпийский огонь... Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!» Какая разница, где служить, главное ЗА ЧТО! (Надеюсь, всем понятно, что не за идею). Кислород перекрыли (он пошел на "выборы" Медведа)...» (perepelitsyn, Коммерсант-1).

Тема алчности хорошо сочетается с библейскими притчами, поэтому «продажа первородства» не выглядит на фоне приведенных подтем искусственной (обвинения в алчности усиливаются здесь обвинениями в неспособности разумно мыслить, прогнозировать последствия своих действий): «По человечески жаль ребят и девчонок, которые за возможность безнаказанно прогуливать занятия, получить на халяву маечку-значочек напрочь загубили себе даже еще не начавшие составляться карьеры. Называя себя православными христианами эти дети, доверившись лукавым пастырям, даже не прочли Ветхий завет и поучительную историю Исава, продавшего первородство за чечевичную похлебку. Можно, конечно, злорадно потирать руки – "так им и надоть". Но над кем мы здесь надсмехаться будем? Над своими детьми? Грош цена нам в таком случае. Ведь сами спокойно смотрели на то, как "товарисчь с дудочкой" уводил наших детей хрен-знает-куда» (Анонимно, Грани-1).

К теме продажности примыкает и тема СЕРВИЛЬНОСТИ (1,4 %), причем, обсуждающие эти качества не стесняются в выборе средств выражения. Сервильность воспринимается как необходимое качество для вхождения в российскую власть. При этом данное качество может вводиться с помощью широко известных культурных контекстов: «Те, о ком Вы говорите – так называемые "Первые ученики", к-рые выслуживаются любой ценой. Ибо знают, что их "верность" будет вознаграждена» (АВТор, Ведомости-1). В данном случае виден библейский контекст «Первых учеников», на фоне которого действия активистов движения выглядят заведомо циничными. В следующем комментарии «Наши» предстают на фоне произведений искусства, в которых тема холопства предельно заострена: «Мнение "селигерских активистов" отражено в бессмертной пьесе Евгения Шварца "Дракон" (и фильме Марка Захарова). Когда хозяин бьет своего холопа сапогом в пах, холоп восклицает, держась за яйца: "Хорошо то как, Ваше превосходительство!" (yulia, Грани-1). Среди других оценок встречаются обвинения в лизоблюдстве, лакействе и поедании объедков, например: «Так называют подонков, которые за бюджетные бабки проводят лизоблюдские митинги» (eupol, Коммерсант-2). Остальные характеристики сосредоточены вокруг сферы телесного низа – типичное здесь: «Мое мнение – Путинские жопализы. А как вы считаете?» (Пилигрим, Пилигрим-1).

Обвинения во ЛЖИ (2,6 %) связаны, в основном, с акциями, проводимыми движением и освещением результатов акций. В первую очередь, обвинения во лжи и лицемерии присутствуют в оценках акции по сбору донорской крови. Как типичную оценку этой акции процитируем высказывание shepipet: «...вот сидит условный технолог Наших и думает: "Клевая тема – пиар на благотворительности! вона, Путин ездил в ЦКБ (или куда он там ездил)! надо бы и Нашим!" И вот он находит Чистякову (с помощью Паркера или без оного) и начинает креативить. При этом, думая, что, собственно, саму кровь сдавать не надо – хуле, мы Наши, за нами Кремль! Всех медиа прогнем! А деньги на организацию сдачи крови лучше попилить. А потом выясняется, что Чистякова – умничка – берет и сдает его гнусную вонючую ложь. И тогда пиздец приходит распилу бюджета. И приходится врать еще больше, потому что, помимо совести, еще и мозга нет...» (shepipet, в блоге_berillium).

Ложь иногда увязывается с нарушением «Нашими» российского законодательства (например, с незаконной агитацией): «...привлечение в движение = политическая пропаганда. Нигде, кроме как в школах, вы привлекать их не можете. Политическая агитация, пропаганда в школах и вузах законом запрещены. Меж тем тот же loance рассказывал мне, что в школах и вузах вы ошиваетесь, якобы с разрешения властей, после чего предъявлял мне левые бумажки, а я дважды как завуч школы выпроваживал ваших активистов из своей школы» (luis_alberto, yarosh_a-1).

Ложь и лицемерие комментирующие видят практически во всех акциях «Наших», что в полной мере отражено в реплике Прапора: «Наши – не наши... им просто платят больше. Прально кто-то сказал про их недавний митинг – лучше б в институт лишний раз сходили. Или их лозунг "Нет развалу армии" (это они про отмену призыва) – лучше б сами кирзачи обули, сцуки» (Прапор, Пилигрим-1).

Тема ИЖДИВЕНЧЕСТВА (1,6 %) и близкой к ней ПАССИВНОСТИ (1,6 %) участников движения «Наши» также волнует общественность.

Чаще всего звучат негодующие реплики о том, что движение существует за счет налогоплательщиков, в числе которых, естественно, есть люди, не разделяющие вглядов «Наших»: «Власть воспитала новое поколение – НАШИСТЫ. Это продолжалось в течение многих лет – прикармливая и лелея их за счёт госбюджентных денег (налогов избирателей)... Сейчас они (нашисты и их воспитатели) решили стать розовыми и пушистыми и додумались до того, что переименовали себя в организацию "Молодая Гвардия" (деньги хавают из того же госбюджета). Но если настоящая "Молодая Гвардия" боролось с гитловцами – фашистскими оккупантами на территории СССР, то современная – ложная "Молодая Гвардия" (бывшие "НАШИСТЫ") за госбюджетные деньги обслуживают кремлядь и уже борются со своим собственным народом, со страной в которой родились и выросли...» (Джин тоник, Форум Общение автоклуба-1). Или «Но когда я вижу, что деньги налогоплательщиков, в том числе и мои, тратятся на подобные слёты не очень умных молодых ребят, объединённых не очень умным, но послушным, некогда строителем, Васей Якименко. И целью таких вот лагерей есть канонизация таких вот не очень демократичных, но крайне везучих (цены на нефть сделали своё дело) президентов, как у нас сейчас есть. То мне ей богу обидно...» (Михаил Мошура, Ведомости-1).

Тема госбюджетных средств, выделяемых движению, и отсутствие финансирования слоев общества, остро нуждающихся в заботе государства, волнует многих: «…Кем и откуда выделяются эти средства? И даже если они не из казны  не важнее ли было бы потратить эти деньги на то, чтобы если не собрать беспризорных детей с вокзалов, то хотя бы накормить их? Разве можно так грубо считать россиян за быдло?» (Анонимно, Mail.ru-2). Или обобщающее состояние всех сферы российской экономики «Уроды.:( Больше деньги тратить не на что? Все сыты, здоровы, всем зарплату вовремя платят, с бедностью покончено, образование всем доступно, заработки, как у белых людей?...» (Анонимно, Mail.ru-2).

Существование за чужой счет признается качеством, объединяющим участников движения: «Секта мутных андройдов, которых временно объединяет ХАЛЯВА» (сергей балтийский-Стальное яйцо, Mail.ru-2). В ряде случаев на обвинения в иждивенчестве наслаиваются обвинения в лени, нежелании работать: «Например вот фраза одной из нашесток: "Вот ещё, буду я эти рефераты писать! Я в "наших", мне практику в Гасзпроме обещали". То есть тупа, с гонором и ленива. И таких там всё больше» (Mordvagivi, ИноСМИ-1).

Высказываний, акцентирующие внимание на АГРЕССИВНОСТИ и ОЗЛОБЛЕННОСТИ «Наших» не так много: их общая доля – 1,7 %. В основном, подчеркивается стремление «Наших» любой ценой пробиться к власти, их агрессивное поведение, в числе которого оказывается крикливость; отмечается также мстительность, озлобленность и проявление ксенофобии. Приведем лишь наиболее характерные примеры: Не важно название, главное, что по сути это – "пятиминутки ненависти" (leonid, Грани-1). В этом примере подчеркивается идеологическая установка на проявление ненависти ко всему чуждому (ксенофобия). АВТор сравнивает активистов движения «Наши» с нацистскими молодчиками (недаром, в комментариях членов движения «Наши» именуют нашистами, что даже по звуковому облику сближается с нацистами): «Это именно стадо молодых агрессивных барашков. Подобие штурмовых отрядов, создаваемых нацистами в начале 30-х для избиения противников фашистского режима» (АВТор, Ведомости-1).

Движение «Наши» воспринимается многими как ОРУДИЕ ВЛАСТЕЙ (4,9 %). Смысловые акценты при таком понимании природы движения могут быть совершенно разными. Так, например, «Наши» обсуждаются как один из экспериментов Кремля. Brainsys пишет: «Россия на распутье, общенациональной идеологии или хотя бы ценностей не видно, элита экспериментирует то с православием, то коммерческий союз молодёжи создаёт» (Brainsys, Ведомости-1). Развивая свою тему он дальше отмечает, что «Проект "Наши" – своеобразная прививка от подобного охлократического безумия юношества, чтобы потенциальные организаторы массовых выступлений понимали, что Кремль может выставить более внушительную массу. Майданизация России ничего хорошего на данном этапе стране не принесёт и издержки "нашизма" куда как меньшие, чем издержки демократизаторских авантюр» (Brainsys, Ведомости-1). Его позицию не поддерживают остальные участники дискуссии, хотя часто пафос высказываний отдает (как и в приведенном выше примере) неким налетом цинизма (часто в сочетании с иронией): «По-моему, движение "Наши" – это прекрасная лаборатория по отработке идеологических методов воздействия на становление личности. И эта лаборатория очень хорошо организована. Мне это очень нравится. Тут чувствуется интеллект и профессионализм в подходе и реализации. На этот никаких денег не жалко. Главное, чтобы думали одинаково и ходили строем. Правда, мне видится одна заковыка. Все-таки есть такие яйцеголовые умники, особенно на этом отвратительном западе, которые считают, что индивидуализм и личная свобода – это залог динамичного развития общества, технологии и экономики. Но может нам это и не нужно» (Толян, Ведомости-1).

Часто подчеркивается, что участники движения поддерживают любое начинание власти. Абсурдность такой позиции в гротескной форме передается в следующем высказывании: «И вот стоит власть в обосраных штанах, а галёрки, которая орала "круто ты обосралась" уже нет» (Анонимно, Грани-1). Или новый вариант старого анекдота «...Путин издал указ вешать каждого третьего. Движение Наши провело акцию будь патриотом приди со своей верёвкой» (kmdd@mail.ru, Mail.ru-3).

Отдельной подтемой можно рассматривать комментарии, в которых обсуждается ИДЕОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ «НАШИ» (3,2 %). Частично идеологический базис «Наших» уже рассматривался, поэтому здесь отметим лишь некоторые его составляющие. Общим для всех критических суждений является подход к движению как коммерческой организации, исключающей, следовательно, всякий альтруизм, служение идее: «Весь "нашизм" держится только на бабле, для сохранения наворованного бабла у тех, кто якеменко платит. Идеи тут не причём. "Застрянут" очередные платежи, умрёт и "движение". Нет ни идей, нет и фанатичных, честных идеологов, есть только "якименки"...увы» (Фу, Комсомольская правда-1). В этой связи некоторыми участниками дискуссий признается идеологическая пустота движения: «То, что «Наши» – попытка властей «сделать» массовое молодежное движение «на заданную тему» и кроме достаточно бессмысленных акций на казенные деньги там ничего в общем-то и нет – ясно. Дело делается без крику. Они не патриоты и не штурмовики, а театральная массовка и ярко раскрашенная пустышка. Вот и все. Несколько лет назад я разговаривал с одним из участников сего движения, пытаясь узнать, куда они, собственно говоря, «двигаются» и за что выступают. Ничего связного и членораздельного услышать не удалось» (волкодав, Mail.ru-2).

Некто n1kto делает весьма любопытное обобщение, проанализировав содержание одного из блогов, ведущегося активистом движения «Наши»: «Посмотрел тут интересы сообщества. 10: Владимир Владимирович Путин, Владимир Путин, Путин, бить врагов, владимир владимирович путин, владимир путин, власть, деньги, защищать и служить, путин. Итого: 7 раз Путин, 1 раз Бить врагов, 1 раз власть и 1 раз деньги. Я не против движения... Но вот прочитав это, как человек со стороны... Впечатление более чем нелицеприятное. Ах да. Дело даже не в том, что такие пункты присутствуют в перечне интересов. Дело в том, что они единственные» (n1kto, green_slonik-1).

Особое внимание при обсуждении «Наших» пользователи Рунета уделяют оценке их как ОРГАНИЗАЦИИ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРИНЦИПАМИ, составом, руководителями (14,5 %»), а также активно выражают свое мнение об их ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (12,3%). Наиболее часто при этом указывается на непрофессионализм членов и руководителей объединения, который, по общему мнению комментирующих, парадоксальным образом непременно приведет активистов «Наших» в правящие круги – благодаря их лояльности. Причем, одни говорят об этом с нескрываемым негодованием, другие – с иронией. Например, mor77 в своем блоге сокрушается по поводу обнаруженной закономерности: «В правительстве будут не те, кого выбрали, не те, у кого лучше получается, и не те, кто владеют искусством управлять. В нем будут «наши». Иметь возможность дышать будут «наши», отнимая воздух у всех окружающих» (mor77-1). Пользователь же ЧК, напротив, находит в этой ситуации некоторую пользу: «…нормальная молодежь будет спокойно учится, работать в воспетых Вами частных компаниях и открывать свой бизнес;)), а этот «ВЛКСМ» будет пополнять ряды чинуш, которые все равно ни к чему продуктивному не пригодны. Всем хорошо... хи-хи» (ЧК, Ведомости-1).

Акцент на отсутствии профессионализма и упомянутый ранее неинтеллектуализм членов «Наших» приводит участников обсуждения к переосмыслению многочисленности состава движения как к качеству, усугубляющему общее негативное впечатление. Так, рассуждая о роспуске объединения, omhawk, Коммерсант-1, называет его членов «100 тысячное полчище молодых болванов»; Свободный, Грани-1, позволяет себе следующий комментарий: «Стадо быдла с узкими лбами и широкими ртами почувствовало себя всесильным – а это тоже угроза кремблядским ублюдкам» – и далее он вводит «Наших» в другой – криминальный – контекст, называет «бандами»: «Им, конечно, нужны безмозглые крикуны, но только полностью управляемые, потому лучше разбить их на более мелкие подвижные и неопасные банды». Криминальные ассоциации неоднократно появляются в связи с движением: «Икименка сам признавался, что они ходят к бизнесменам и от имени Кремля просят бабок. Чистый рекет – вам не кажется?» (павлик, Ведомости-1).

Более того, нередко в Рунете соотносят «Наших» с тоталитарными, экстремистскими группировками, с сектантами, нацистами и т.п. Вот несколько высказываний, иллюстрирующих подобные аналогии. «Очередная сектообразная группировка...» (лихой, Пилигрим-1); «Это именно стадо молодых агрессивных барашков. Подобие штурмовых отрядов, создаваемых нацистами в начале 30-х для избиения противников фашистского режима. Жалкая роль, уготованная люмпенам. Ведь, согласитесь, трудно представить, чтобы среди этих ребят оказались дочери Путина, сыновья Иванова, Грызлова или Сечина» (АВТор, Ведомости-1); «И вообще что за деление «НАШИ»? А остальные типа «НЕ НАШИ»??!! Семимильными шагами страна движется в фашизм» (Евгений Комиссаров, Mail.ru-2); «ВЫРОСЛИ ИЗ ДЕТСКИХ ШТАНИШЕК». Это как? Из штурмовиков превратились в SS? (Анонимно, Грани-1); «НЕ.....ликующая «гопота» – а орущие хунвейбины – так будет более правильно называть тех придурков с Селигера которых создал Пукин» (Анонимно, Грани-1) и т.п.

Причем особый акцент делается на зомбированность членов движения, свойственное упомянутым тоталитарным организациям: «Россия загажена путиноидными зомбопатриотами <…> и они будут продолжать самовоспроиводиться в стране, которой правит противочеловечное злобное государство России» (Eesti, Грани-1); «"Наши", на мой взгляд, самый неудачный проэкт Кремля. Но с "Нашими" правда беда. Я, конечно, всего лишь с 5-6 представителями общался, но впечатление они оставляют неизгладимое. Половина фанатиков в будущем сможет потягаться с шахидами» (spman48, ИноСМИ-1). Или «Есть у меня знакомый нашист. С ним сложно о чем-то разговаривать. Любой вопрос скатывается к лозунгам "Путин-это всё", "остальные – отстой". Никогда не видела столь зашоренного человека. Зомби» (NO SPAM, Ведомости-1).

В этой связи, видимо, даже возникает мысль о необходимости изоляции активистов организации, т.к. они, в силу агрессивности и тесного сотрудничества с властью, вызывают у пользователей нелицеприятные исторические аллюзии: «Батальоны дружбы. Это еще впереди. Понадобятся и такие. Концлагеря перевоспитания, охраняемые батальонами дружбы... Пока эти ублюдки не стали надзирателями, надо поскорей их за колючую проволоку самих запихнуть» (Свободный, Грани-1).

Однако рассуждения об идеологической зомбированности и ассоциации с фашиствующими тоталитарными группировками сосуществуют с обвинениями в явно просматривающихся корыстных интересах членов движения и доминировании коммерческой предпосланности любой акции объединения. В некоторых постах подчеркивается невозможность сосуществования этих двух посылок: «Гитлерюгенд или хунвейбинов, как и первых комсомольцев – двигали ИДЕИ (нравятся они кому-то или нет), а здесь мы видим вождя с лицом семита и массовку на подработках. Весь «нашизм» держится только на бабле, для сохранения наворованного бабла у тех, кто Якеменко платит. Идеи тут не причём. «Застрянут» очередные платежи, умрёт и «движение». Нет ни идей, нет и фанатичных, честных идеологов, есть только «якименки»...увы» (Фу, Комсомольская правда-1). Коммерческая основа движения, обусловившая его эфемерность и ложность, подчеркивается и пользователем irek_murtazin в блоге kontrrevolution: «Мы вывели 60 000 человек». Не вы вывели, а деньги. «Приехали на форум за деньги спонсоров и рекламодателей»... Вот скажите, возможно ли существование Наших без финансирования? На общественных началах? За идею? За Путина?» (kontrrevolution-1), и oleg_panfilov в том же блоге: «Денег не дадут и помрете, как миленькие: все ваши акции без денег – фигня» (kontrrevolution-1); и Brainsys в комментариях Ведомости-1: «Россия на распутье, общенациональной идеологии или хотя бы ценностей не видно, элита экспериментирует то с православием, то коммерческий союз молодёжи создаёт»; и мн. др.

Интересно, что еще до вести о реорганизации «Наших» многие пользователи Рунета предсказывали недолговечность движения, мотивируя свою точку зрения преимущественно коммерческой основой организации и отсутствием у «Наших» единящего идеологического и духовного стержня. Так, xryun в блоге pavluk коротко и ясно выражает мнение по этому вопросу: «Да ладно. Сегодня их кормят – они есть, завтра – завтра их не будет» (pavluk-1). Отмечается также возможность естественного распада движения – в силу взросления его членов: «Если вилку из розетки вынуть, то в конце концов лампы накаливания потухнут, а детишки повзрослеют, увидят в новом свете (темноте неверия) свои письки, родят детей, пойдут работать, кто-то в кредит машынки купит… жизнь наладится им повзрослеть не дают, вот проблема так проблема (lyks, yarosh_a-1).

Когда же стало ясно, что инициатива роспуска «Наших», на самом деле, пошла от Кремля, в большинстве своем пользователи Рунета не скрывали своей радости и даже злорадства по поводу сбывшегося предсказания: «Ага, слили пионэров :) И мобилы отключили, и в Европу не пускают... Будет урок молодежи! :)))» (Стас, Грани-1); «А, ну ясно – ваша, значит, любимая организация, и да развалилась. Блин, куды ж вам теперь податься? :) Что, нашистик, агония?» (foyle, Грани-1). Ликвидация организации предстает в комментариях и как закономерность, выводящаяся из перманентной циничности власти: «Как собрали «Наших», так и разобрали. Если надо будет – снова соберут. Бронепоезд отогнали на запасной путь по причине отсутствия реальной опасности «оранжевой чумы» (Легион, Грани-1), и как свидетельство кризиса в сфере власти: «Вы главного не поняли. Начался кризис, о которых в ситуации псевдовыборов говорить нельзя, а раз кризис значит секвестр, вот их и секвестировали, как наиболее бесполезных» (http://78ds.livejournal.com/, Грани-1).

Справедливости ради стоит отметить, что некоторые из комментирующих по-разному оценивают молодых людей – членов объединения «Наши» и их руководителей и организаторов. Если рядовые представители движения вызывают у некоторых сочувствие и даже симпатию, то руководителей возводят даже в ранг «лжеучителей»: «Детки-то в чем виноваты. Их так учили их старшие товарищи, а они повелись на туфту – глупые, им проститься, а вот Вам, – не боитесь???? Кто соблазнит «детей», того и судьба и Бог покарает. Это должна помнить вся вертикаль, от демиурга Сурка до самых... самых... Теперь все превозносят Медведа, но да ладно... Только вот нашисты и нашистки, сделав «губки бантиком», и, утеревшись очередным кидаловом, ощутили на себе, как действует власть, можно ли ей верить и доверять... свое будущее... (chicot1001, Коммерсант-1).

В целом, ЛИДЕРЫ ДВИЖЕНИЯ, отраженные в зеркале общественного мнения Рунета выглядят очень неприятно, они в концентрированном виде представляют все негативные характеристики «Наших», упомянутые пользователями: «Малолетние паразиты эти «Наши». Якеменка – первый паразит» (Паввел, News2.ru-1); «Пошёл Вася выше =) не на кого контору оставить. Ему лично она больше не нужна, а брать никто не хочет. Да и понятно: «на халяву» флажки ломать у «Майбахов», оно куда способнее...» (Netto, News2.ru-3); «Я не уверен что Якеменко вообще может куда либо эволюционировать. Как его один раз научили говорить, так он и будет продолжать это делать. С лидерами, конечно, довольно существенные проблемы...» (pavluk, pavluk-1); и мн. др.

Столь же негативно отношение к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Наших» – проводимым ими акциям, основной причиной этого в большинстве случаев является подозрение во лжи, в неискренности мотивов их проведения (в основном, корыстная заинтересованность и PR): «Кстати сказать, пиар наших возмущает своей циничностью, безусловно» (buzin, _berillium-1); «Читаешь Ваши записи, господин Шиманский, и диву даешься... Прямо тимуровцы 21 века... Обидно, что все это ПОКАЗУХА и ПИАР. Дети в детском доме очень хотели, чтобы Вы вернулись. Потому что им очень скучно и тоскливо. Но Вы не вернетесь. Мероприятие проведено!» (yuri_lermontov, _shimansky-1). Даже в благожелательных отзывах о деятельности «Наших» установка на внешний эффект воспринимается как данность: «Наши», если отбросить всякую юношескую показушность, делают много конкретных, полезных дел (подготовка призывников, очищают водоёмы и т.п.) ...опять же с показухой, но ведь дела...?» (Knyazev, ИноСМИ-1).

Но и безотносительно к направленности акций объединения на PR, сами по себе они также, в основном, не вызывают позитива: «У меня создается впечатление, что планы акций «Нашим» выносят в заднице из особо охраняемого блока сумасшедшего дома» (Max Folder, News2.ru-5); «Заебали эти полит-сектанты. То они дед-морозы, то книжки в унитаз кидают, теперь будут президента СМС-ками заёбывать. Какие-то, блядь, ублюдки во главе с говноедом Якеменко» (сергей балтийский-Стальное яйцо, Mail.ru-2); «Нашисты решили слегка «подсветить» непопулярный праздник 4 ноября мощнейшим фейерверком из собственных тупоголовых инициатив, которые они, очевидно, по незнанию (а может быть шутя) называют «добрыми делами» (maik_m, maik_m-2).

Общий негативный пафос освещения деятельности движения объясняет появление еще одной тенденции – ДЕМОНСТРАТИВНОГО ОТСТРАНЕНИЯ от всего, что связано с «Нашими»: «Значит, и вы из этих? из «наших»? нормальных граждан России так никто не называет» (hysterical_duck, Коммерсант-2). Особенно богатый материал для «креатива» в этой области дает само название объединения, которое превращается то в «Ваши», то в «Их», «Ихние», то в «Они» и т.п.: С «наших» на «ваши», а с «ваших» на «вши»...» (Свободный, Грани-1); «Это грандиозная акция! Операторы просто-таки обязаны отстегнуть верхушке «Ихних» откат за такие доходы!» (Dimonuch, News2.ru-5). В данной связи уместно вспомнить, что аналогичный способ отстранения и одновременного осмеяния в недавнем прошлом мы видели по отношению к партии «Наш дом – Россия», название которой народная молва переиначивала в том числе как «Их дом – дурдом».

Но жесткость оценок «общественного мнения» Рунета касается не только движения «Наши» в целом, комментирующие пользователи очень легко переходят от общего к частному, часто распространяя свои негативные эмоции на каждого отдельного представителя объединения. Сама причастность к движению для участвующих в обсуждении практически абсолютно является достаточным основанием для категорического нелицеприятного суждения в адрес любого из «Наших» (СРАВНЕНИЕ С НЕГАТИВНЫМ ОБРАЗОМ (7 %)). Причем этот негатив всегда выражается с повышенной экспрессией, свидетельствующей о крайней степени неприятия и негодования (ЭКСПРЕССИВНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВА 28,5 %). Одним из способов оценки членов «Наших» является сравнение (соотнесение) их с другими – организованными или нет – группами людей, по какой-то причине вызывающими у комментирующего отрицательные ассоциации. Например, СергейЮС, Ведомости-1 сравнивает их с комсомольцами (видимо, у него имеется свой неудачный опыт, связанный с ВЛКСМ): «Думаю, что и прожженые с младых ногтей циники. Когда-то такие шли в комитеты комсомола, сейчас в нашисты». Обсуждающий тему о «Наших» delnet сопоставляет их с НБП: «Я по ходу работы (пишу о движении на форуме) такого начитался ужас. Такое ощущение что к НБП лучше относятся» (delnet, yarosh_a-1). Так же не в пользу «Наших» оказывается соотнесение их с гопниками: «Гопники – они люди, пускай минусовые, порой до крайности минусовые. Но с ними хоть поговорить можно… а с этими франкенфлюгерами как говорить? я не знаю. Я пытался)) я не понимаю, о чем они. ЗЫ. Ай спик рашен вери вел, честно» (lyks, yarosh_a-1). Но чаще всего, конечно, члены движения ассоциативно связываются с «Идущими вместе».

Наибольшей спонтанностью и непосредственностью обладают высказывания, в которых «Наши» соотносятся с некоторыми ЖИВОТНЫМИ – баранами, козлами, собаками, шакалами, котами, бабуинами и пр.: «Еще раз повторю – тут нечего критиковать. Вся критика заключается в двух словах – стадо баранов» (Павлик, Ведомости-1); «Дети, вас обманули? А, чего вы ждали, козлы? «Учиться, Учиться и еще раз Учиться» в Англии, как делают дети ваших кремлевских уродов» (johnywalker, Грани-1); «Дык не могут педриоты поверить, что все, что их кинули, еще подлаивают и виляют хвостиком, с надеждой заглядывая в глаза хозяину, а вдруг он передумает и возьмет верных песиков с собой» (klonn1, Грани-1); «Очень много вещей вокруг отвратительны, но это скотоводство в масштабах планеты – это глобальный пиздец» (kerbi4, mor77-1). Встречаются и менее образные, но столь же категоричные и недвусмысленные названия, с помощью которых пользователи Рунета выражают свое недовольство молодыми людьми, входящими в движение «Наши» – мерзавцы, подонки, сволочи, ублюдки, уроды, чмо, шелупонь, выродки, паразиты и пр., всего в 2,2 % от исследованного материала.

Не удивительно, что при такой концентрации отрицательных характеристик, которые, по мнению комментирующих, свойственны членам «Наших», многие от этих молодых людей ожидают соответствующей реакции на роспуск объединения. Как нам кажется, michael_cher в наиболее заостренной форме выразил опасения Рунета: «Гопота, возглавляемая хитрожопыми лидерами, может стать опасной для самих создателей. Ребятки, в отличии от прочих россиян, НАУЧЕННЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ, подрастут, потребуют у папиков свою долю России... ужоснах», Грани-1.

Разнообразны формы экспрессии, которая сопровождает выражение отрицательного отношения пользователей к членам движения «Наши». Наиболее частотны, конечно, разные способы осмеяния – от иронии до сарказма и скабрезного юмора: «А я рад наличию относительно (последних 15 лет) огромного количества политизированных и думающих в «правильном» направлении молодых людей. Нет лучшей предпосылки для возникновения underground'a, т.е. именно тех, кто является двигателем культурного развития всего общества в целом. Согласитесь, ведь гораздо приятнее интересоваться не тем, что вбивают в голову через телевизор и газеты (радио), а тем, чем запрещено интересоваться! Пиратские радиостанции, подпольные газеты... где вы, где вы славные спутники моей юности?!» (Josef Gabcik, Ведомости-4); «Ночь «длинных ножей» на Селигере. Для верхушки актива. Готично» (DROMOS MUSAGET, Грани-1); «Бедные детки успешно сдали экзамены на аттестаты половой зрелости в палатках на Селигере. Не стоит особо жалеть оболтусов с большими х…и» (kot_azur, Коммерсант-1); «Да, а я думал, их «повыдыри» поумнее будут... История так ничему и не научила... Где вы, кристальные Васи Якеменко, бойкие Вани Демидовы... «Изнасиловал, то хоть поцелуй...» (chicot1001, Коммерсант-1).

Встречается также неприкрытое пренебрежение: «Воняет от них. С таким рвением еще никому не вылизывали» (Анонимно, Mail.ru-1); и даже страх перед деструктивностью деятельности «Наших»: «Страшно – опять комиссары за детей наших возьмуться!!!!!!!!! А Якименко случаем не наш новый президент? Хоть вешайся тогда!» (Елена, Комсомольская правда-1).

Наиболее креативные пользователи Рунета, участвовавшие в обсуждении движения «Наши», выражали свое неприятие в виде ярких метафорических зарисовок, имеющих смысловую глубину и тем самым как бы усугубляющих серьезность проблемы: «Ожесточение их, может спроецироваться не только на тех, кто их кинул, но и на все общество, «молодые волки» <…> не будут выть при Луне, некоторые собьются в стаи, и тут их снова кто-нибудь из взрослых объединит под любыми идеями... «драконьи зубы» посеяли... и что с них вырастет, еще вопрос... причем в ближайшее время... озлобленность и чувство мести останутся...» (chicot1001, Коммерсант-1); «Большую стаю вонючих подвывающих и подтявкивающих шакалов раздробили на кучу мелких, слишком одиозным стал брэнд «наших». Смрада будет не меньше, но может быть ясности в головах шакалов станет больше: поймут даже самые темные и убогие, КАК их употребляют и попытаются выкарабкаться из помойной ямы, в которую хитроумная власть загнала их своей поганой метлой» (yulia, Грани-1); «Юлия, «большую стаю вонючих подвывающих и подтявкивающих шакалов» погнали от этой «помойной ямы» с объедками. Так они найдут себе другую помойку, с другими объедками, ведь они родились шакалами, шакалами и умрут. А от полученного пинка эти шакалы станут ещё более гнусными и подлыми» (consistent opponent, Грани-1).

Для увеличения комического эффекта даже используется СТИХОТВОРНАЯ ФОРМА, что благодаря легкой запоминаемости и забавному содержанию может дать начало Интернет-фольклору о «Наших», а в фольклоре, как известно, и отражается мнение народа о явлении: «ТЯЖЕЛА И НИКАЗИСТА ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО НАШИСТА» (Анонимно, Грани-1); «С дерьма собравши шустро пенки, // По склизким тушкам мудаков // Во Власть прорвался Якеменко, // А говорили – бестолков» ((Анонимно, Грани-1); «ОФИЦЕРЫ КАГЕБЕ ВОДЯТ НАШИМ ПО ГУБЕ» (НЕ ИХ ПАРОДИСТ, Грани-1).

Интересны также порожденные Рунетом неологизмы – путиноиды, якименопуты и т.п., также свидетельствующие о фольклоризации образа «Наших», негативное отношение к их деятельности оказалось настолько сильным, что, дабы противостоять им, «запустился» процесс народного творчества.

Однако, конечно, самую сильную экспрессивную нагрузку традиционно несет менее креативный, но более привычный для выражения негативного отношения блок НЕНОРМАТИВНОЙ (МАТЕРНОЙ) ЛЕКСИКИ, а также приемы акцентуации сексуальных, фекальных образов и всех образов материально-телесного низа. Своего рода образцом выражения дошедшего до предела негодования в адрес «Наших» может послужить пост: «Пиздец. ДОЛБОЕБЫ ХУЕВЫ БЛЯ» (превед, Mail.ru-2), – в нем отсутствие рациональной информации с лихвой компенсируется переизбытком эмоций.

Пользователи Рунета достаточно часто акцентируют внимание на моральной непривлекательности членов и лидеров движения – на их корыстности, излишней податливости ко всем требованиям властей и т.п. Как правило, отношения между «Нашими» и властью комментирующие описывают с помощью СЕКСУАЛЬНЫХ АНАЛОГИЙ – и эвфимистично, только намекая: «Кто платит, тот «Наших» и танцует» (Анонимно, Грани-1); «По существу в «Наших» нет идейных людей, потому как и идеи никакой нет, только набор штампов (причем спущенных «дядей»). Проститутки хотя бы осознают, что продаются. Эти продаются, да еще ищут оправданий. С моей точки зрения, худший тип людей, потому как врут сами себе» (Гриша, Ведомости-1); и грубо и натуралистично: «Радость. Обрадовались потому, что черная порнуха надоела – сколько можно смотреть, как этих безмозглых уродов Кремль трахает. Теперь любовь перейдет на чисто платоническую фазу – любить путю разрешат, да жрать не дадут» (Свободный, Грани-1); «Гандон использован, гандон может уходить...» (Анонимно, Грани-1); «А у вас груди есть? Лучше бы уж были... так бы я вас более понимал. Блядва однако» (kiamotor, kontrrevolution-1).

Альтернативным способом выражения нравственной неприглядности членов движения, но с большим упором на их собственную активность в неодобряемой деятельности (чаще всего – в заискивании перед властью), становятся ФЕКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ: «Говнястенькие... Половина точно, уже набежали попуЛИЗты» (Mordvagivi, ИноСМИ-1); «Так-так… Значит, нашистами вытерли жопу. Поучительно для других. Для педриотов и прислужников, так смачно слизывающих фекалии с ануса начальства. Вы тоже для них гопота, можете не сомневаться. Вы лишь инструмент для их стабильной возможности покупать недвижимость в Лондоне. Жалко конечно обманутых ребят-нашистов, но что поделаешь, дураков учить надо» (Анонимно, Грани-1).

 

Итак, мы видим, что общественное мнение Рунета крайне негативно относится к движению «Наши». Спектр характеристик, которыми наделяет Интернет-сообщество представителей этого молодежного движения, прежде всего, противоречит положительному образу молодости, распространенному в общественном сознании, – молодости чистой, бескорыстной, еще незапятнанной грязными помыслами обыденности, инстинктивно стремящейся к свету, к знанию – ведь даже самые здравомыслящие и умудренные жизненным опытом люди бессознательно отождествляют молодость и будущее, а будущее для людей – единственный источник надежды и оправдания собственного существования. Молодежь, причастная к «Нашим», оказывается в общественном сознании знаком настоящего и будущего разложения общества, да и, возможно, всего мира – не зря возникают библейские ассоциации в обсуждении и наиболее частотным становится обвинение в «продажности». Можно сказать, что «Наши» в глазах общества – бесспорно, неудачное движение, причастность к нему бросает тень как на его рядовых участников, так и на власть, по инициативе которой движение было организовано. Заметим, что общее отношение к властям на Интернет-пространстве, скорее, положительное (см. наши исследования: В чем Жириновский сильнее Путина, Путин как миф), но во всех контекстах, связанных с «Нашими», власти критикуются самым жестким образом. И не удивительно – движение «посягает» на один из устойчивых образов общественного сознания – на образ юности. Может быть, действительно, власти лучше вкладывать «лишние деньги» в социальные проекты, направленные на поддержку молодежи, а самой молодежи, наверное, стоит задуматься о профессиональном, некупленном карьерном росте.

 

 

Константин Белоусов, Наталья Зелянская

Исследовательский центр компании E-generator.ru

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ

 

Форумы на СМИ

 

Ведомости

Селигер: Наша смена, Ведомости-1

«Наши» в кабинете министров, Ведомости-2

«Наши» сразятся с «победимцами», Ведомости-3

Молодежь созрела для выборов, Ведомости-4

 

Коммерсант

"Наши" стали чужими, Коммерсант-1

Ликующая гопота» в гостях у «Коммерсанта, Коммерсант-2

"Наш" Якеменко воспользовался-таки туалетной бумагой, Коммерсант-3

 

ИноСМИ

Секс ради Отечества: путинский Гитлерюгенд, ИноСМИ-1

Журналист: Путинюгенд желает ассимилировать нерусские культуры, ИноСМИ-2

 

Грани

"Наши" уходят с политической сцены, Грани-1

 

Комсомольская правда

Председатель Госкомитета РФ по делам молодежи Василий ЯКЕМЕНКО: Нам нужны новые кумиры и два миллиарда рублей, Комсомольская правда-1

 

Mail.ru

Движение "Наши" проводит акцию "Связной президента", Mail.ru-1

Движение "Наши" готовит многотысячную акцию в центре Москвы, Mail.ru-2

Молодёжное движение «Наши» требует, чтобы Лондон отозвал своего посла в Москве, Mail.ru-3

 

News2.ru

Берег озера Селигер, где в июле стояли «Наши» на 10 тысяч человек, завален мусором, News2.ru-1

В Кремле решили, что "ликующая гопота" больше не нужна и сворачивают проект "Наши", News2.ru-2

Госкомитет по делам молодежи сохранит движение "Наши", News2.ru-3

Сметы расходов движения "Наши", News2.ru-4

"Наши" решили отправить Путину 100 тысяч SMS, News2.ru-5

 

Блоги

 

Варрава

Пилигрим

abpaximov

Движение «НАШИ» продолжает борьбу против пораженцев во власти, abpaximov-1

atrey

Пока каспаровская сволота молчит, НАШИ действуют!, atrey-1

_berillium

Чистякова, "Наши" и все-все-все, _berillium-1

fyum

Молодежное демократическое антифашистское движение 'НАШИ' заявляет о том, что выборы в Московскую городскую Думу 4 декабря 2005 года прошли без серьезных нарушений, fyum-1

green_slonik

"Наши" против засилья игровых клубов, green_slonik-1

komen-dant

«Наши» в Тирасполе: подготовка к референдуму, komen-dant-1

kontrrevolution

5 фактов, почему Движение НАШИ будет ещё очень долго жить, kontrrevolution-1

maik_m

"Наши" – это стена. , maik_m-1

Доброе дело, maik_m-2

mc_masters

О количестве принявших участие в акции "Возвращённый праздник", mc_masters-1

'НАШИ ДОНОРЫ', mc_masters-2

Как стать сторонником движения "НАШИ", mc_masters-3

mor77

пост, mor77-1

pavluk

Душа-Богу! Сердце-Даме! Жизнь-Государю! Честь-никому! – Наши: первая удачная акция, pavluk-1

_shimansky_

Помни... Береги..., _shimansky-1

Shlegel

Мои глаза открыты – «НАШИ» выиграли суд у газеты «Коммерсант», Shlegel-1

sweet times

Завершился Всероссийский образовательный молодежный форум «Селигер-2007», sweet times-1

yarosh_a

Мы сделаем Россию великой! Или почему НАШИ заслуживают самой жестокой критики!, yarosh_a-1

Форум Общение автоклуба

Негатив про 8 марта, Форум Общение автоклуба-1

 

Rambler's Top100